Турист Anastasia Subbotina (Anastasia_Subbotina)
Anastasia Subbotina
была 2 июля 2018 10:17

Прошлое и настоящее Дымковской игрушки

2
В селе Дымково еще в 15 веке был создан промысел - здесь делали игрушки-свистульки весеннему празднику Свистунья.
Праздник непростой - это день поминовения убитых в «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (первоначально праздник назывался Свистулька, затем название преобразовалось).
Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.
Добывали глину, перетирали ее с песком, а потом лепили из нее игрушки, сушили, обжигали и расписывали. Дым от производства был виден издалека, поэтому село и назвали "Дымково".
Промысел развивался, и даже когда праздник ушел в историю, традиция создания игрушек осталась. У каждой мастерицы, которая делала игрушки, были свои секреты, своя манера росписи, но сохранялись сюжеты и основные цвета росписи.


( Свернуть )

Игрушки конца 19-го века, судя по тому, что они не расписаны - при создании игрушек был допушен брак.



В начале прошлого века интерес к игрушке стал угасать, мастера перестали заниматься промыслом - многие переключились на создание изделий из гипса (гипсовые изделия были дешевле и проще в изготовлении). В какой-то момент в Дымков осталась только одна мастерица, которая продолжала делать дымковские игрушки.
К счастью состоялась встреча этой мастерицы - Анны Афанасьевны и художника, который интересовался дымковской игрушкой - Алексея Деньшина. Художник зарисовывал варианты росписи игрушек, издавал книги, посвященные промыслу. Именно таким образом промысел удалось сохранить.



Благодаря тому, что что к игрушке возобновился интерес, Анна Афанасьевна смогла уговорить дочерей и подруг вернуться к промыслу, была создана Артель "Вятская игрушка". Сейчас в артели работают 20 мастеров.



Мы сначала прошлись по музейному залу, посмотрели примеры работ, здесь есть игрушки и на современные сюжеты - например про космос, но сохраняется белый фон и яркий рисунок традиционными цветами.



И классические сценки, так хорошо всем знакомые.





Все 4 этапа создания игрушки - сначала игрушку лепят, потом сушат, затем обжигают.
Расписывают игрушку темперными красками, лаком не покрывают, поэтому игрушка на ощупь шершавая. Раньше в краску добавляли яйцо и квас, для росписи использовали перья и палочки, а сейчас используют колонковые кисти.



Иногда игрушки украшают листовой поталью.



В том же здании, где находится музей есть детские учебные классы. Здесь дети знакомятся с промыслом родного края и могут сами лепить игрушки.





Как я уже говорила, в артели сейчас работают 20 мастериц, они стараются обучить новое поколение мастеров. Но одна мастерица может взять только 2-3 учениц, на подготовку нового мастера тратится до 5 лет. Но нет гарантии, что ученица останется в промысле - человек может понять, что это не его, могут поменяться жизненые обстоятельства, да и сама работа тяжелая и плохо оплачиваемая.
Есть и еще один фактор - чтобы игрушка пошла в продажу, она должна пройти просмотр комиссией, и если игрушка не пройдет "смотр", то она забраковывается. Не все мастерицы это выдерживают и уходят "на вольные просторы".

Мы побывали и в мастерских, где идет сам процесс творчества.





На подоконнике сушаться вылепленные игрушки.



В месяц создется до 40 игрушек, в первую половину месяца мастерица их лепит, во вторую половину - расписывает.

5 – карма
Позиция в рейтинге – 3171
Комментарии